Сочинение-рассуждение на тему: «смысл высказывания известного филолога н. м. шанского: «в монологичной речи законченная мысль иногда не …

9 октября 2013 / Сочинение

Контрольный текст: (1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь – двор. (3) Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему. (6) Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям? (8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото. (9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (14) Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора. (17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю. (19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И ещё много всего – получалось красиво и интересно. (23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24) И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков. (25) Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. (26) Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий… (29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне… (По В. Крапивину). «В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» — так считал известный филолог Н. М. Шаманский. Я полностью согласен с его высказыванием. Как правило, монолог одного действующего лица повествования дает возможность передать самые сокровенные мысли и собственные чувства персонажа. Для выражения этих мыслей и чувств лучше всего подходит связанный текст – монологическая речь, в которой можно использовать самые разнообразные языковые средства. Герой текста В. Крапивина откровенно делится с читателями своими душевными переживаниями. В его рассказе о новом доме и его обитателях часто повторяются слова «я» и «ребята», которые выделяют самое важное в монологе. Рассказывая о себе, мальчик часто использует личное местоимение «я». Кроме того, в монологе мальчика часто используются однородные члены предложения. Например, в предложении (10) однородные члены позволяют узнать, чем новые приятели героя занимались у него в гостях. А предложение (30) помогает нам понять, какие действия ожидает увидеть герой при появлении нового друга – «найдет, догадается, придет». Использование в монологической речи мальчика неопределенного местоимения «кто-нибудь» дает возможность сделать вывод о том, что герой истории не знает, как правильно выбирать друзей. А замечание в предложении (29) о том, что «ветер схватил и унес» последнего бумажного голубя, позволяет читателям представить, как все это произошло, а также ощутить, насколько одинок герой рассказа, ведь только ветер играет с его замечательной поделкой. Как известно, монолог представляет собой большое по объему и количеству слов высказывание одного действующего лица произведения. Для того, чтобы передать смысл мыслей и переживаний героя, которые хочет донести читателям автор, используется обширная монологическая речь. Чаще всего монолог не укладывается в одно-единственное предложение, поэтому автор использует целую группу грамматически связанных между собой и единых по смыслу предложений. Это и есть монологическая речь, дающая возможность употреблять в монологах самые различные языковые средства, в том числе и связанные по смыслу предложения, о которых говорил в своем высказывании известный филолог Н. М. Шаманский.

Комментарии закрыты.